Погода в Таиланде


Любопытные факты о Таиланде

Аюттхая. Эпоха величия и заката
Автор: Sergo   
02.02.2011 21:37

АюттхаяНовая веха в истории Таиланда — перенос 1350 году королем Тибоди столицы в город Аюттхая и начало культурного строительства на основе буддизма тхеравады, который, укрепившись в Бирме в XI веке, продолжал свое победоносное шествие по региону. Король был объявлен божественным созданием, всем запрещалось на него смотреть и проявлять прочие верноподданические излишества, характерные для Востока. А в 1431 году совсем задравшие нас тайцы захватили и разрушили Ангкор, что положило конец  доминанте кхмеров в регионе. Можно сказать, что навсегда – по крайней мере, это верно вплоть до сегодняшнего дня.

Геополитическая крыша была обеспечена в тот период со стороны императорского двора Пекина, куда Аюттхая регулярно посылала дары. Внутри страны единства, правда, не наблюдалось. Если Сукотай уже в 1438 году вошел в империю, то север (Ланна) был независимым и являл собой зримую альтернативу Аюттхае. С переменным успехом весь XV век Ланна и Аюттхая нападали друг на друга. Потом пошел более-менее спокойный период — Сиам  наслаждался своим положением между Индией и Китаем и снимал торговые пенки, а Ланна покатилась к упадку.  Королевство достигло своего пика в XVI веке, когда территория Сиама была примерно идентична современному Таиланду. В 1509 году в Аюттхаю при­были первые европейцы. Это были португальцы, ко­торые подписали с тайцами торговый договор.

Позднее Средневековье в Таиланде прошло под знаком войн с Бирмой. Причем бирманцы, как прави­ло, выступали в роли агрессора и в основном побеж­дали. Первый раз победа была одержана в войне 1558-1564 годов, и закончилось все вассальством Сиама. В 1592 году, правда, бирманцев разбили и выгнали. Но Ланна осталась под бирманцами и посему впала в пе­риод длительной депрессии.

В XVII веке начинается осторожная европейская экспансия: испанцы, голландцы, англичане с фактори­ями. Самая дружественная связь устанавливается с французами — в 1680 году снаряжается посольство в Париж, в Сиам прибывает шевалье Шомон, а сиамский премьер принимает католицизм. Но сразу же после смерти короля Нарая (1688) флирт с Европой резко заканчивается — всех обращенных в католичество казнят, а французов выгоняют. А политический разворот происходит  в сторону усилившегося Китая (империи Цинн). Европейцы временно уходят восвояси, Сиам проводит политику  самоизоляции. Однако период короля Нарая ценен тем, что Сиам впервые опробовал изворотливый стиль общения с другими державами - уход от конфликтов, балансирование между несколькими силами, — оставаясь по максимуму в стороне. Это потом сполна скажется в XX веке.

Аюттхая
В 1767 году по Сиаму снова вдарили со всей дури бирманцы. И снова весьма успешно. Столица Аюттхая была до основания разрушена. Сиам бродил в растерянности несколько лет, пока из образовавшихся на обломках старого самовластья пяти княжеств не выделилось самое сильное — Тонбури,  во главе с его правителем генералом Таксином. Целых пятнадцать лет (1767-1782) Таксин фактически был диктатором страны, возглавляя борьбу против бирманцев. Он присоединил к Сиаму северные территории (Ланна), заставил бирманцев убраться, а после провозгласил себя королем. Но правил он недолго. Таксин зарвался и явил подданным культ личности, садизм и прочие не­достатки, обычно свойственные крутым «харизматичным» мужикам, прорвавшимся в правители. Три последних года приближенные просто изнывали: Таксин потребовал ото всех подданных брить брови, а несог­ласных тут же казнил. Под топор параноика попали собственная жена и дети. И приближенные рассудили верно: «Мавр сделал свое дело — мавр может уходить». Таксина похитили, посадили в бархатный ме­шок и по дороге отхреначили до смерти сандаловыми палками. Дело Так­сина продолжил умеренный во всех отношениях арис­тократ, основавший новую столицу Бангкок, новую династию Чакри и принявший имя Рама I. Эта динас­тия правит в Таиланде до сих пор.

 

Обновлено 02.02.2011 21:49
 
Яндекс цитирования
 

Туры

Интерактивная карта

Закладки

Share |